Приводимая ниже информация взята с украинских порталов.
«Командира сводной батальонно-тактической группы 51-й бригады Павла Процюка обвиняют в невыполнении приказа по взятию стратегической высоты на Донбассе — Саур-Могилы. Его сняли с должности и отдали под суд.
Бойцы 51-й бригады пытаются в СМИ отстоять честь командира, рассказывая о событиях на Саур-Могиле.
«26 июля нас направили на Саур-Могилу. Через два дня после тяжелой дороги мы прибыли на место. Наладили связь со штабом по рации. Нам поступила команда: „Занять круговую оборону Саур-Могилы“. Объяснили это тем, что наши ее уже взяли», — рассказал изданию Hubs снайпер группы Виктор.
В штабе ему ответили, что если не возьмешь высоту в течение часа, то пойдешь под трибунал».
«Сначала заехала разведка. Сообщили, что справа какие-то непонятные люди с красным флагом. Доложили командиру. Он по рации ответил, что это — наши. В оптический прицел я увидел, что их было пятеро. Потом увидел еще двоих, которые бежали по Саур-Могиле. Пока я докладывал об этом, слева из „зеленки“ по нам открыли минометный огонь. Сразу погиб начальник связи, было много 300-х», — рассказывает он. Погибший — майор Виктор Хмелецкий.
По словам снайпера, те, кто бежал, оказались снайпером и пулеметчиком. Среди бойцов, которые думали, что высота уже занята украинскими войсками, началась паника.
«Один БМП поехал с „двухсотым“ мимо блокпоста с красным флагом. Его обстреляли из РПГ», — рассказал боец.
Однако около 16:00 группа все-таки пошла в атаку и разгромила блокпост противника, взяв троих пленных. «Мы заняли круговую оборону. У нашего командира спросили в штабе: вы уже на высоте? Он ответил, что нет, нас обстреляли, нужна артиллерия. В штабе ему ответили, что если не возьмешь высоту в течение часа, то пойдешь под трибунал», — вспоминает Виктор.
Ночью три БМП с десантом поехали занимать высоту: «Командир доложил, что заняли ее. После этого сзади начался шквальный минометный огонь по нам. Люди не разбегались, были возле своей техники, потому что вокруг были установлены противопехотные мины. Потом по нам стреляли из гаубицы и „саушки“ (самоходная артиллерийская установка). Так продержались до четырех часов утра».
Все это время группа, занявшая высоту, ждала подкрепления из штаба. Итог 6-часового удерживания Саур-Могилы — 18 раненых. В 4 утра подкрепления не предвиделось, расположение было уже полностью известно противнику. Командир Павел Процюк принял решение уходить.
«Доложил командованию, возражений не было. Ушел без потерь людей и техники», — рассказывает волонтер Евгения, которая общалась с командиром Процюком по телефону. Он сейчас находится в Краматорске, но еще не под арестом.
«Его обвиняют в невыполнении приказа (хоть он говорит, что не было приказа — держаться до последнего солдата и логики там оставаться без подкрепления не было), и вообще в том, что его не было на этой высоте. Пока идет служебное расследование, но дело будут передавать в военную прокуратуру», — говорит Евгения.
Как пишет Нововолынский информационный портал, прокуратура вообще сомневается, что группа была на Саур-Могиле. На допросе Процюку задают такие вопросы: «Почему там мало потерь?», «Почему уцелела техника?».
«Нас просто слили, бросили как мясо, а мы, вопреки всем предпосылкам — выжили. За это теперь судят человека, который вывел нас из-под огня, спас от бессмысленной смерти», — рассказал один из бойцов 51-й бригады.
При этом, солдат поразило то, что о взятии Саур-Могилы доложили еще до того, как это фактически произошло: «Мы прибыли 28 июля в 14:00, а уже в 12:00 отрапортовали, что взяли. А еще в новостях сообщалось, что высоту вместе с нами брал генерал-лейтенант Муженко, но мы его там не видели».
Бойцы утверждают, что, выдвигаясь на задание, они оказались обеспечены едой и топливом только «в одну сторону».
«Нам сказали взять только самое необходимое — минимум еды и спальные мешки, чтобы перекемарить на земле, а на обратном пути горючее закончилось. Мы отступили на 2–5 км. от этой Саур-Могилы и стали сливать с БМП, в которых было больше топлива. Обещали обеспечить и бросили. Выходит, нас послали, чтобы мы там и остались», — вспоминает боец 51-й.
До группы 51-й бригады Саур-Могилу брала 30-я бригада, но солдатам пришлось отойти, а также 72-я бригада, ее разбомбили".