живое кольцо

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » живое кольцо » Основной раздел для общения » Язычество славян


Язычество славян

Сообщений 1 страница 30 из 39

1

Вчера перечитывал одноимённую статью А. В. Назаренко ... кратко, тезисы:

* источников о языческих верованиях древних славян (и в частности восточных славян) почти нет;
* это, очевидно, связано с тем, что сам языческий культ у славян был слабо развит;
* единственное исключение: поморские славяне - у которых язычество пышно расцвело в 10-12 вв. (Аркона и пр.);
* это связано с тем, что в Поморье язычество стало своего рода знаменем борьбы туземцев против экспансии соседей-христиан.

Мне кажется, акценты расставлены очень чётко и правильно. Не?

0

2

doas2 написал(а):

Вчера перечитывал одноимённую статью А. В. Назаренко ... кратко, тезисы:
* источников о языческих верованиях древних славян (и в частности восточных славян) почти нет;
* это, очевидно, связано с тем, что сам языческий культ у славян был слабо развит;
* единственное исключение: поморские славяне - у которых язычество пышно расцвело в 10-12 вв. (Аркона и пр.);
* это связано с тем, что в Поморье язычество стало своего рода знаменем борьбы туземцев против экспансии соседей-христиан.
Мне кажется, акценты расставлены очень чётко и правильно. Не?

а какие соседи-христиане,кроме германцев-завоевателей которых христианами то назвать оч тяжело,рыцари они ж на крови расширяли владения,это христианство? латов уничтожили,литовцев не до конца,но тоже проредили,эстов,пруссов
(как тот капелан на похоронах захотел,он христианин?)

0

3

Чего только не выдумают историки в желании подвести основу под очередной миф.

0

4

Лёха, не психуй написал(а):

а какие соседи-христиане,кроме германцев-завоевателей

Датчане и поляки.

Причём трудно определить, чей вклад был бОльшим.

0

5

Вообще, ИМХО - христианство в то время - это что-то наподобие нынешней "демократии".

Т.е. принятие христианства того или иного образца - это прежде всего согласие подчиняться либо западному, либо восточному императору, который взамен делал власть местного полевого командира легитимной в глазах соседей + позволял приобщиться к продвинутым технологиям "цивилизованного мира".

Всё как сегодня.

0

6

La cosa nostra написал(а):

Чего только не выдумают историки в желании подвести основу под очередной миф.

http://s3.uploads.ru/t/JKZca.jpg

0

7

Верую в Ярило и его дружбанов Даждь-бога, Перуна, Велеса, Сварога и не отрекусь от них! :flag:

0

8

doas2 написал(а):

* это, очевидно, связано с тем, что сам языческий культ у славян был слабо развит;

Настолько слабо, что до сих пор празднуют масленницу и Ивана-Купалы.

0

9

La cosa nostra написал(а):

Настолько слабо, что до сих пор празднуют масленницу и Ивана-Купалы.

Масленица - окончание зимы, ИК - солнцестоние ... даты сельскохозяйственного календаря ... будут актуальны в любое время и при любой власти ... что тут специфически языческого?

Мысль топика не в том, что язычества не было ... конечно же оно было. Мысль в том, что это язычество не имело сильных корней у туземцев, и как только государство (в лице князя) спустило сверху новую идеологическую установку - никто особо не сопротивлялся и народ массово перешёл в новую веру.

0

10

+ идея топика заключается в том, что сопутствующая любой религии мифология у славянского язычества также была не особо развита.

т.е. популярная сегодня т.з., что мол "многое утеряно" и "духовный мир наших языческих предков был необычайно богат" не соответствует действительности.

0

11

Собственно говоря, один небольшой пример: если убрать несколько б.м. случайных ремарок из Повести временных лет - мы сегодня не знали бы почти ничего о языческом пантеоне восточных славян.

Т.е. все эти Хорсы, Велесы, Стрибоги и Мокоши ... остались бы нам неизвестны даже по имени.

Впрочем, мы и так о них почти ничего не знаем.

0

12

doas2 написал(а):

Масленица - окончание зимы, ИК - солнцестоние ... даты сельскохозяйственного календаря ... будут актуальны в любое время и при любой власти ... что тут специфически языческого?
            Мысль топика не в том, что язычества не было ... конечно же оно было. Мысль в том, что это язычество не имело сильных корней у туземцев, и как только государство (в лице князя) спустило сверху новую идеологическую установку - никто особо не сопротивлялся и народ массово перешёл в новую веру.

Спорить, конечно, с таким сильным желанием отстаивать свою версию при столь очевидном языческом происхождении этих праздников, пожалуй, бесполезно, но я попробую.

Масленица это именно языческий праздик весеннего равноденствия, с ним же связана и христианская Пасха. По всей видимости церковные иерархи решили этот празник масленница встроить в свой календарь, (народу то не особо понятно как оно там с Солнцем связано, народу главное чтобы где-то весной и где-то так же) чтобы таким образом встроить сильные языческие обычаи своей паствы. Так же и с рождественскими колядками, ряженными, то же и с Иваном-Купалой. Само имя "купала" - чисто из язычества.

Очевидные совершенно вещи.

0

13

La cosa nostra написал(а):

при столь очевидном языческом происхождении этих праздников

С этой т.з. всё, что связано с земледелием у славян (рало, севооборот и пр.) следует также объявить язычеством. Бо оно появилось при язычестве. Но мне кажется, это не правильно.

Разумеется, я не отрицаю языческого происхождения слов "Масленица" и "Купала". А также того, что в древности оба эти праздника были встроены в языческую мифологию.

Но при этом я считаю, что корни популярности как Масленницы, так и ИК не в каком-то специфическом "язычестве", а в особенностях занятий сельским хозяйством на данной территории.

Вероятно, в христианстве не нашлось своих достаточно значимых памятных дат церквоного календаря, чтобы выдавить из памяти 2 этих праздника. Поэтому память о них и сохранилась.

Ну и кроме того - вы считаете наличие этих двух полузабытых праздников достаточным аргументом, чтобы не согласиться с тем, что написано в топике? Может быть нам известны какие-нибудь пространные мифы связанные с этими праздниками? Сложные популярные обряды?

Отредактировано doas2 (2014-09-12 10:21:30)

0

14

doas2 написал(а):

+ идея топика заключается в том, что сопутствующая любой религии мифология у славянского язычества также была не особо развита.

т.е. популярная сегодня т.з., что мол "многое утеряно" и "духовный мир наших языческих предков был необычайно богат" не соответствует действительности.

То же самое можно сказать и о подавляющем большинстве тех, кто сегодня считает себя христианами. Знание Писания в подавляющем большинстве практически нулевое, почетпнутое в лучшем случае из "Мастера и Маргариты".

0

15

La cosa nostra написал(а):

То же самое можно сказать и о подавляющем большинстве тех, кто сегодня считает себя христианами. Знание Писания в подавляющем большинстве практически нулевое, почетпнутое в лучшем случае из "Мастера и Маргариты".

Согласен.

Тема немного другая, но я согласен с тем, что религиозность наших соотечественников - штука сильно преувеличенная.

зы. Неправильно выразился - не религиозность, а "воцерковлённость".

Отредактировано doas2 (2014-09-12 10:31:41)

0

16

doas2 написал(а):

Вероятно, в христианстве не нашлось своих достаточно значимых памятных дат церквоного календаря, чтобы выдавить из памяти 2 этих праздника. Поэтому память о них и сохранилась.

Пасха это недостаточно заначимая "памятная дата"? Ну, знаете ли.

doas2 написал(а):

Ну и кроме того - вы считаете наличие этих двух полузабытых праздников достаточным аргументом, чтобы не согласиться с тем, что написано в топике?

Во-первых не двух, а как минимум трех (рождественские колядки). Во вторых вовсе не полузабытых, а совсем даже не забытых. В третьих за более чем 1000 лет. В-четвертых в деревнях домовые, шищиморы и пр. рулят полный вперед. Есть такая книга "Мифы русского народа"

http://modernlib.ru/books/e_e_levkievsk … da/read_4/

материал к ней собирался по селам Росии, Украины и Белоруссии относительно недавно.

Отредактировано La cosa nostra (2014-09-12 10:37:35)

0

17

Вот длиная цитата из упомянутойй книги

Купала (Купало)

Если по обрядам и сохранившимся описаниям мы можем восстановить первоначальный образ Ярилы, то имя Купала осталось только в названии народного праздника Ивана Купалы, отмечаемого в ночь на Рождество Иоанна Крестителя (7 июля ст. ст.). Сведения о том, что Купала – действительно имя божества[26], а не просто название праздника, содержатся лишь в поздних средневековых источниках, в частности, в Густынской летописи XVII века: «Сему Купалу память совершают в навечерие Рождества Иоанна Предтечи … с вечера собирается простая чадь (простые люди. – Авт.) обоего полу и сплетает себе венцы из съедобных трав или корений и, препоясавшись растениями, разжигают огонь, где поставляют зеленую ветвь, и, взявшись за руки, около обращаются окрест оного огня, распевая свои песни, через огнь перескакивают, самых себя тому же бесу Купалу в жертву приносят. И когда нощь мимо ходит (проходит. – Авт.), тогда отходят к реке с великим кричанием … умываются водой». Подобные языческие обычаи, естественно, строго порицались церковью, поэтому в том же XVII веке среди вопросов, которые священник был обязан задать верующему на исповеди, был и такой: «К Рождеству праздника Иоанна Предтечи бесчиния какова и плясания не творил ли? В лес по траву и по корение не ходил ли?»

Имя Купала имеет очень древнее происхождение, оно восходит к индоевропейскому глаголу, имевшему значение «кипеть, вскипать, страстно желать» и родственно, например, имени римского бога любви Купидона. В русском языке этот корень сохранился в слове кипеть («волноваться, бурлить, пениться»), в болгарском – в слове кипя («бродить (о вине), подниматься (о хлебе)»). Таким образом, значение имени божества говорит о его связи с плодородными и производительными силами природы и с горячим солнцем, источником жизни. Об этом же свидетельствует и время, на которое приходится праздник Купалы – дни летнего солнцестояния, когда цветение природы достигает своего пика. С течением времени древнее значение имени божества забылось и слово стали возводить к современному «купаться». А когда на старый языческий обряд наслоился христианский праздник Рождества Иоанна Крестителя (не забудем, что крещение совершается троекратным погружением в воду), имя божества было окончательно переосмыслено и перенесено на Иоанна Крестителя. Христианский святой получил прозвище языческого божества, а смысл праздника в народе стали понимать как массовое ритуальное купание, после которого разрешалось купаться в реках и открытых водоемах. Так обряд празднования Ивана Купалы объединил в себе поклонение двум противоположным стихиям – солнечному огню и воде.

Купальские обряды справляли у восточных славян (в частности, в Полесье) вплоть до 70-х годов нашего века, причем тщательно соблюдали все основные древние элементы: возжигали огонь; купались в реке или обливали друг друга водой, топили в воде чучело; тщательно исполняли все охранительные ритуалы, направленные против нечистой силы; совершали магические действия с цветами и травами, которые, как считается, в эту ночь приобретают чудесные свойства. Молодежи в этот день дозволялось нарушать установленные нормы поведения.

На Купайлу березу срубают, закапывают в землю, убирают, цветы делают из бумаги, живые цветы вешают и уже танцуют, скачут и прыгают через огонь и поют. А как расходятся, ветки этой березы ломают и домой несут, чтобы скорее замуж выйти.

Возили дрова в кучу, вбивали в середине такую высокую жердь, наверх цепляли конский череп и палили эту кучу, и называли ее купайло, купайлу палили. Ну и кидали в конский череп чем попало, сбивали его и называли ведьмой эту голову, это уже сама ведьма. Собьют и кинут в огонь и сожгут – и все, ведьма уже сгорела. А сами гуляют, играют около костра, начиная с вечера[27].

Главное обрядовое действо ночи на Ивана Купалу – разжигание костров и прыжки через них. Оно преследовало сразу две цели. Во-первых, в народе считали, что чем выше будут прыгать участники праздника, тем выше уродятся хлеб и лён, а во-вторых, это помогало отогнать нечистую силу, которая особенно опасна в эту ночь. В Полесье и поныне ритуальные купальские костры разжигают древним способом – трением одного куска дерева о другой добывают «живой» огонь. Костры обычно разжигают на берегу реки или озера, а в их центре устанавливают высокие шесты, к которым прикрепляли старые колеса или пучки соломы. Горящее колесо – это, конечно, символ солнца. Их, а также горящие бочки и другие круглые предметы скатывали с холмов и пригорков. Все эти ритуальные действия должны были побудить солнце светить ярче, дать больше тепла для отличного урожая. Рядом с кострами часто устанавливали ритуальное деревце и называли его купало.

Дерево украшают и говорят: «Вот стоит купало». Ну если рядом нет растущего, то срубают где-нибудь и втыкают рядом с костром. Срубали «мужское» дерево – дуб, клен. Вот береза – женщина. Купальское дерево украшали – с поля жито рвали, колосья брали, да плели, да скручивали венки и вешали на дерево, обкручивали дерево колосьями. Танцевали все – возьмутся за руки и танцуют и женщины, и дети. Кончится праздник, дерево остается стоять, а венки в огонь бросали.

Итак, праздник Ивана Купалы содержит остатки поклонения солнцу. С ним также был связан обычай наблюдать на рассвете после купальской ночи, как солнце «играет», «купается», «красуется», «радуется», т. е. как бы пляшет, гуляет по небу, переливается разными цветами. На Орловщине, например, перед восходом солнца сажали парня и женщину верхом на два колеса, и они должны были изображать жениха и невесту. Затем разыгрывался полный свадебный обряд – от сватовства до венчания. Когда же солнце всходило, бабы скидывали сарафаны, распускали волосы и в одних сорочках бегали по деревне, преследуемые парнями. У тех, кто не снял одежду, разрывали вороты рубах или сдергивали пояса. Девушки в это время свистели, плясали и пели[28].

Другая важная часть обряда праздника Купалы была связана с водой. В эту ночь девушки и парни «играли в воду»: обливали друг друга, и при этом считалось, какую девушку парню удастся облить водой, та и выйдет за него замуж. Принято также было делать куклу, которую в некоторых местах называли Купалой, а в некоторых – Костромой. Эту куклу с пением и плясками несли к реке и топили. В этот день на Украине пели:

Ой, купался Иван,

Да и в воду упал,

Белых квиток (цветов. – Авт.) нарвал

И всем деткам раздал.

Иване, Иване, го!

Для того чтобы уничтожить нечистую силу, которая получает большую свободу в эту ночь, на купальском костре сжигали чучело ведьмы, изготовленное из тряпок и соломы, или символы ведьмы, например, конский череп или кости животных. Кое-где такое чучело называли Бабой-ягой.

Бабу-ягу делали на палке, чтобы дети убегали и к огню не подходили. Поставят две палки да платок завяжут, сделают пугало такое, руки сделают, голову. Накануне Ивана Купалы вечером. Баба стоит на палке. Стоит эта Баба-яга около того места, где жгли солому. Бабя-яга – порвана нога. Мы же ее обкрутили тряпками порванными. А потом пораскидают все и в яму какую-нибудь выбросят. Та женщина, которая умела ворожить, она и разрывала чучело. Как прошел Купало, так и разрывали.

Чтобы нечистая сила не проникла в дом, в дверные и оконные косяки, под порог и под крышу втыкали жгучие и колючие растения – крапиву, ветки шиповника и ежевики.

На Ивана Купалу обязательно собирали цветы и травы, веря, что в эту ночь они обладают особыми лечебными и чудодейственными свойствами. Растения собирали до восхода солнца, причем обязательно нечетное количество, свивали из них венки, которые затем хранили в доме и использовали для лечения болезней. Наиболее раннее описание сбора трав днем перед Рождеством Иоанна Крестителя читаем в послании игумена одного из псковских монастырей князю Дмитрию Владимировичу Ростовскому за 1505 г. В нем говорится, что женщины – «жены-чаровницы» в эту ночь в полях, лугах и дубравах собирают травы и корни, произнося заговоры – «с приговоры сотонинскими» «на пагубу человекам и скотам». В эту ночь магические свойства приобретал, например, подорожник, который следовало сорвать зубами. Девушки клали листочки подорожника под подушку и загадывали о женихе, веря, что суженый непременно приснится.

Повсеместно существовало поверье о том, что в купальскую ночь – единственную ночь в году – цветет папоротник и что сорвавший этот цветок получает способность понимать язык животных или отыскивать клады. Желающий сорвать цветок папоротника должен пойти в лес незадолго до полуночи, очертить вокруг себя руками круг, спасающий от нечистой силы, сесть внутри этого круга и не трогаться с места, как бы ни пугала и как бы ни выманивала его нечисть. Сорвав распустившийся в полночь цветок, смельчак должен не оглядываясь уйти из леса, иначе нечистая сила не только отнимет цветок, но и разорвет его самого. Впрочем, верили и в то, что человек может заполучить цветок папоротника, сам не зная этого.

Один человек накануне Ивана Купалы потерял в лесу корову и остался ее искать. Случайно упал ему в лапоть цветок папоротника. Он сразу узнал, где находится потерянная корова, нашел ее и пригнал домой. Ему вдруг стало ясно, где закопаны разные клады. Пришел он домой и говорит жене: «Давай лопату, пойду выкапывать деньги» – «Да надень другие онучи, – сказала жена, – эти у тебя промокли». Муж стал переодеваться, выронил цветок папоротника и сразу все забыл.

В другой быличке черт хитростью выманивает у мальчика его башмак, в который попал цветок папоротника:

Один хлопчик накануне Ивана Купалы искал в лесу пропавших волов. И цветок папоротника упал ему в башмак. Хлопец сразу же понял, где находятся его волы, и быстро нашел их. Вышел он на дорогу и видит – едет пан в бричке на хороших лошадях. Пан остановился и сказал мальчику: «Давай меняться – я тебе дам своих лошадей, а ты мне свои башмаки». Парень удивился, но снял башмаки и отдал их пану, а себе взял бричку и коней. Только взял он в руки вожжи и хотел ехать, глядь – а у него в руках лыко, а вместо коней – три палки.

В купальскую ночь допускались всякие вольности в поведении, в частности в отношениях между мужчинами и женщинами. Вот что писал уже упомянутый нами псковский игумен: «Когда приходит великий праздник день Рождества Иоанна Предтечи, и тогда во святую ту нощь мало не весь град взмятется и взбесится … стучат бубны и глас сопелей и гудят струны, женам же и девам плескание и плясание … всескверные песни, бесовские угодия свершаются, и хребтам их вихляние, и ногам их скакание и топтание, тут есть мужам и отрокам великое прельщение и падение, то есть на женское и девическое шатание блудное воззрение, такоже и женам замужним беззаконное осквернение и девам растление».

Даже в XX веке купальские бесчинства не были редкостью. Парни гуляли всю ночь по селу, забрасывали куда ни попадя возы и лодки, затягивали на крыши домов жерди и бревна, затыкали печные трубы бочками или ветошью, загромождали улицу разным старьем, выводили коров из хлева и привязывали их к дверям дома. Чаще всего молодые люди «бесчинствовали» таким образом во дворах нравившихся им девушек, и такое поведение считалось своеобразной формой ухаживания.

В Древней Руси верили не только в высших и низших богов – наши предки наделяли сверхъестественными свойствами всю природу: землю, воду, воздух, растения, камни, огонь. Языческая вера, заставлявшая человека относиться ко всему в природе как к живым существам, породила особые представления о душе – отдельной от физической оболочки невидимой сущности, которая обеспечивает жизнь и которой обладает не только человек, но и все элементы природы.

Земле, камням, деревьям, огню, водным источникам поклонялись еще в XV–XVI веках. Об этом свидетельствуют гневные обличения служителей церкви: «А другие к колодцам приходят и в воду мечут, Велеару жертву принося. А другие огню и камням, и рекам, и источникам, и берегиням, и в дрова. Не только прежде, в язычестве, но многие и ныне это творят». В грамоте митрополита Макария (1534 г.) говорилось: «Многие христиане молятся по скверным своим мольбищам деревьям и камням» и предписывалось «в селах и в лесах те скверные мольбища, каменья и деревья везде разорять и истреблять и огнем жечь».

0

18

La cosa nostra написал(а):

Пасха это недостаточно заначимая "памятная дата"? Ну, знаете ли.

А причём здесь Пасха? Пасха значительно позже.

С/х смысл Масленицы - в том, что после неё начинается пост - дабы после зимы сохранить для посевной остатки зерна.

La cosa nostra написал(а):

Во-первых не двух, а как минимум трех (рождественские колядки). Во вторых вовсе не полузабытых, а совсем даже не забытых. В третьих за более чем 1000 лет. В-четвертых в деревнях домовые, шищиморы и пр. рулят полный вперед. Есть такая книга "Мифы русского народа"

Колядки - заимствование из лат. "calendae". А сам праздник - приурочен к Сочельнику.

Не понял аргумента про домовых. Вы утверждаете, что существовал какой-то развитый и сложный культ домовых, который играл важную роль в чём-либо? ИМХО, как-то несерьёзно для того, чтобы говорить о существовании развитых религиозных представлений. Обычный полупервобытный анимизм. На уровне племён Африки.

Насчёт "за более чем 1000 лет" ... проблема не только в том, что кроме как из ПВЛ про значительную часть местных богов мы ничего не знаем. Проблема в том, что почти ничего о них не сообщают и иностранцы. Например, о храмах, богах и капищах в славянском поморье - сведений довольно много и из самых разных источников, а вот чём-то подобном у других славян - нет.

0

19

La cosa nostra написал(а):

Вот длиная цитата из упомянутойй книги

Спасибо. Можете более тезисно сказать, что именно из этой пространной цитаты указывает на наличие у славян развитых религиозных предтставлений?

А то обычно длинные цитаты дают в тех случаях, когда хотят устроить оппоненту обструкцию.

Зы. Цитата из вашей цитаты: "В грамоте митрополита Макария (1534 г.) говорилось: «Многие христиане молятся по скверным своим мольбищам деревьям и камням»" - согласитесь - выглядитт довольно убого и примитивно. Не?

0

20

Мне кажется, корни любого язычества (не только у славян) связаны с природными явлениями плюс разными видами социальной деятельности людей тех времен (охота, сельское хозяйство, войны).
Поскольку развитие цивилизации (в том числе и письменности) шло не одинаково в разных местах, то и дошедшие до нас древние сведения из разных уголков земного шара количественно разнятся.

Может, я глупости говорю с точки зрения историка. Возможно христианство понадобилось нашим князьям, как дополнительный идейный стимул в противостоянии с язычниками Орды, например (недаром же их подчеркнуто называли "погаными" - что и означает - язычниками).

0

21

Pani написал(а):

Мне кажется, корни любого язычества (не только у славян) связаны с природными явлениями плюс разными видами социальной деятельности людей тех времен (охота, сельское хозяйство, войны).

Всётак. Впрочем, это справедливо для любой религии, не только для язычества)

Pani написал(а):

Возможно христианство понадобилось нашим князьям, как дополнительный идейный стимул в противостоянии с язычниками Орды, например (недаром же их подчеркнуто называли "погаными" - что и означает - язычниками).

Не ... здесь как раз не согласен. Дело в том, что в течении 10 в. крестилась не только Русь, но и многие её соседи: Венгрия, Польша, Чехия, Дания, Норвегия,  ... Эта был по большому счёту единственный шанс  уцелеть, как стране.

В противном случае - Русь бы стала страной изгоем (типа нынешних Сербии, Сирии, Ливии, Ирака, которые тоже пытались жить сами по себе) и соседи растерзали бы её на куски в 2 счёта. А так - стали легитимным государством.

Отредактировано doas2 (2014-09-12 13:59:11)

0

22

doas2 написал(а):

Pani написал(а):

    Мне кажется, корни любого язычества (не только у славян) связаны с природными явлениями плюс разными видами социальной деятельности людей тех времен (охота, сельское хозяйство, войны).

Всётак. Впрочем, это справедливо для любой религии, не только для язычества)
Pani написал(а):

    Возможно христианство понадобилось нашим князьям, как дополнительный идейный стимул в противостоянии с язычниками Орды, например (недаром же их подчеркнуто называли "погаными" - что и означает - язычниками).

Не ... здесь как раз не согласен. Дело в том, что в течении 10 в. крестилась не только Русь, но и многие её соседи: Венгрия, Польша, Чехия, Дания, Норвегия,  ... Эта был по большому счёту единственный шанс  уцелеть, как стране.

В противном случае - Русь бы стала страной изгоем (типа Сербии, Сирии, Ливии, Ирака) и её бы соседи растерзали на куски в 2 счёта. А так - стали легитимным государством.

Думаю, что и мотив, высказанный Пани, и твой мотив о легитимизации государства — составляющие общего мотива, который заключался в факте перехода от многобожия к единобожию, и легитимизации не токмо государства среди прочих христианских стран, но и легитимизации власти, сосредоточенной в одних руках. Грубо говоря, в условиях многобожия Владимир не видел возможности легитимизировать собственные претензии на верховную власть. Опираясь же на авторитет Христа, и тезис "всякая власть от бога", он освящал свою власть, как главного среди кучи князей, авторитет которых освящался слабыми по сравнению с Христом, божками.
Ну и вектор ориентации на Византию нельзя упускать из внимания.

0

23

Гвоздик написал(а):

Думаю, что и мотив, высказанный Пани, и твой мотив о легитимизации государства — составляющие общего мотива, который заключался в факте перехода от многобожия к единобожию, и легитимизации не токмо государства среди прочих христианских стран, но и легитимизации власти, сосредоточенной в одних руках. Грубо говоря, в условиях многобожия Владимир не видел возможности легитимизировать собственные претензии на верховную власть. Опираясь же на авторитет Христа, и тезис "всякая власть от бога", он освящал свою власть, как главного среди кучи князей, авторитет которых освящался слабыми по сравнению с Христом, божками.
Ну и вектор ориентации на Византию нельзя упускать из внимания.

Ну ... возможно ты прав. Просто если о внешней политике того периода можно судить по данным источников, то для внутренней политике таких источников нет ... и поэтому мы можем только гадать(

0

24

Гвоздик написал(а):

Ну и вектор ориентации на Византию нельзя упускать из внимания.

Кстати, довольно таки загадочное и малопонятное решение принял Красное Солнышко)

0

25

doas2 написал(а):

Гвоздик написал(а):

    Ну и вектор ориентации на Византию нельзя упускать из внимания.

Кстати, довольно таки загадочное и малопонятное решение принял Красное Солнышко)

Просто поглядел на могучую тогда Византию, и решил и себе построить такое же, басилевсом стать.
И главное — получилось, хоть и позже. :) Но основу он заложил.

0

26

Гвоздик написал(а):

Просто поглядел на могучую тогда Византию, и решил и себе построить такое же, басилевсом стать.
И главное — получилось, хоть и позже. :) Но основу он заложил.

Не так всё просто ... в тот, момент, когда КС принимл решение - у греков была смута + в военном отношении Европа (немцы) их уже тогда откровенно презирали. Более того, греки именно в это время завоёвывали и вырезали Богарию ... что как бы тоже д.б. заставить КС призадуматься ...

И тем не менее он выбрал православие ...

Могу объяснить это только бОльшим торговым оборотом с греками и их престижем в глазах дружины после победы Цимисхия над Святославом.

Самое забавное, что КС по всей видимости ошибся в своём выборе ... он хотел найти Руси сильного и могучего партнёра для модернизации, а Византия через 50 лет после крещения Руси начала разваливаться и так по большому счёту больше никогда не достигла былых высот 10 и нач. 11 в.

В результате Руси пришлось самой становиться империей ... о чём едва ли КС задумывался и планировал))

0

27

А что мы знаем о язычестве иных стран? Только античность и скандинавов. Греки и римляне оставили слишком много памятников, их трудно было уничтожить, а скандинавы узнали в кого они верили от исландцев у которых кто-то догадался записать их саги и эта литература таки сохранилась. А во что верили на территории Франции, Испании и прочих Германий хрен знает. Так что не надо судить славян, типо хреново верили,  устное религиозное творчество не сохранилось ни где, остались только письменные памятники, а где они довладимирские летописи? Если не ошибаюсь, нет ни одного сохранившегося памятника на глаголице. Одна бумажка где-то на Западе и то спорная.

Типо утверждать, что если нет письменных памятников, то их и небыло, немного смело.

Отредактировано НеМо (2014-09-12 19:31:29)

0

28

Христос и его подельник Аллах и их дружбан Будда против Сварога и  в долю не канают! :cool:

0

29

doas2 написал(а):

С/х смысл Масленицы - в том, что после неё начинается пост - дабы после зимы сохранить для посевной остатки зерна.

Во-первых во время поста нельзя скоромное, хлеб, который делается из зерна, он к скоромному не относится ну никак.

Во-вторых у древних восточных славян Масленница - это именно весенний праздик, а весна как раз и начинается в день весеннего равноденствия, именно в этот день масленница и отмечалась в дохристианские времена и после нее начинались сельхозработы. После установления христианства ее перенесли на время до Великого Поста, а Пасха приходится на восресение первого полнолуния после равноденствия  То есть христианская пасха, как и языческая Масленница связаны непосредственно с началом астрономической весны, то есть весеннего равноденствия. Христианская жа Масленница это уже не то что языческая, она перенесена назад и уже не является празником наступления весны. Масленница с ее гуляниями с явно языческим окрасом это и как бы компромисс с язычеством (ну типа если чему-либо помешать не можешь, то это дело нужно возглавить) и как бы символ дохристианских времен.

Отредактировано La cosa nostra (2014-09-12 21:50:01)

0

30

(Удивленно) так что же в сухом остатке следует из дискуссии в ветке? Что восточные славяне до принятия христианства были первым атеистическим... ну, не государством, а территориально-государственным образованием?  :canthearyou:

0


Вы здесь » живое кольцо » Основной раздел для общения » Язычество славян