Доас, из общения я понял, что человек ты ищущий, вдумчивый. Но мне кажется при всем своем багаже немалых знаний ты зациклен на поиске параллельных мест разных источников. При этом ты с моей точки зрения ошибочно полагаешь, что эти параллельные места описывают одни и те же события, в то время как на самом деле, опять же с моей точки зркния, они они описывают скорее не одни и те же события, а скорее одни и те же мифы, в рамки которых втискивались возможно разные события. Миф - это гораздо больше чем реальное событие, ибо это реальность души, то есть человеческих чувств, именно в мифе душа с ее надеждами и чаяниями отражена как нигде. Именно в рамки надежд и чаяний человек стремится вписать свое битие, в общественном смысле то же самое, поэтому любая история и есть отражение этих надежд и чаяний коллективного бессознательного.
Необходим синтез истории и коллективной психологии. Настоящая русская философская мысль просыпается. Предлагаю тебе очень большую выдержку из труда Дугина "МИФОС И ЛОГОС", это просто для затравки.
«Шпионы» за и против Путина
Западничество сегодня — не преступление, но бессмысленность.
Замысел обращения к Западу для модернизации России
и получения безупречно работающего механизма является,
таким образом, абсолютно неверным логически.
О практике речь не идет, потому что на практике все
сами могут во всем убедиться. Но, увы, многие либералы-
западники, и в том числе поддерживающие Путина (которых
условно в некоторых кругах принято называть «шпионы
за Путина»), до сих пор советуют нашему политическому
руководству: «Владимир Владимирович, Дмитрий Анатольевич!
Давайте делать как на Западе — и все будет хорошо.
И Россия будет сильной, независимой, свободной,
мощной. Давайте все копировать, что у них, — и все будет
хорошо. У них финансовый сектор и биржа, и у нас пусть
будет так. У них либерализм, парламентаризм и права человека,
и у нас пусть будет... Это самый короткий и самый
прямой путь к успеху и процветанию суверенной России».
Но при этом они советуют сближаться с США (особенно
при «новом» президенте Обаме), полагая, что в этом залог
нашего развития, нашего подъема, нашей модернизации.
Вторая группа либералов-западников находится в оппозиции
Путину-Медведеву. Их иногда называют «шпионы
против Путина». Они говорят: «Путин не либерал, не
западник. Это — архаик, националист, "фашист", диктатор.
Давайте свергнем Путина, и все тогда будет как на Западе
». Такой позиции придерживается «Другая Россия»,
радиостанция «Эхо Москвы». Между «шпионами за Путина
» и «шпионами против Путина» существует единство
главной идеологической установки, потому что основная
их идея заключается в тезисе «Давайте пойдем на Запад!».
Одни предлагают идти «с Путиным», другие «без Путина».
Политические проекты разные, но суть их одна — давайте
двигаться в сторону Запада.Условия интеграции в постмодерн
Если мы хотим стать частью глобального мира, выстроенного
по модели мира постиндустриального общества, с ми-
ровым правительством, с распространением новых постчеловеческих,
ризоматических сингулярностей, дивидуумов,
со свободой смены полов, с освобождением либидо, непрекращающимся
«карнавалом» щелкаемых телеканалов,
производством киборгов и мутантов, то западники (как «за
Путина», так и «против Путина») имеют определенный резон.
На каких-то условиях в глобальный постмодерн нас
интегрируют. Но мы должны ясно понимать, что ни суверенного
государства, ни действующей экономики, ни самобытной
культуры в этом случае у нас просто не будет. Не
только оборонной, но просто модернизации какой бы то ни
было нам в этом случае не светит. Это надо понять твердо.
Кризис приоткрыл лик бездны
Сегодня мы переживаем, может быть, один из первых кризисов
этой системы. Если из этого кризиса система постмодерна
во главе с США выберется, то постмодерн утвердится
всерьез и будет становиться все более и более привлекательным,
как притягательны разврат, комфорт или наркотики.
Если этот кризис окажется более глубоким и в ходе
его развертывания мы столкнемся с той бездной, которая
давно зияет под поверхностью модерна, то человечество
переживет шок. Но поскольку мы не думали ни о какой
другой альтернативе, то в данном случае мы просто остановимся
на месте. На время... На какое-то время...
Сейчас в Европе, Америке или России люди либо продолжают
по инерции идти туда, куда шли, делая вид, что
ничего не произошло, либо просто замедляют ход, либо
останавливаются, открыв рот. Никаких других реакций
нигде в мире при обсуждении кризиса нет. Это не случайно:
мы подошли к критической границе роста нигилизма.
Раздробив логос на множество сингулярных и частных
«логосов», малых рациональностей, постмодерн создал
гигантское количество нигилистических дыр, возникших
на месте порванных связей и расчлененных структур. Эти
дыры постепенно образуют единое поле ничто. Вот-вот — и
ничто обрушится на человечество изнутри и извне. Единственное,
что пока спасает от такого столкновения, — это
инерция. И поэтому если привычные механизмы модерна и
альтернативные
рецепты выхода из кризиса, но головокружительный
ужас от столкновения с бездной, над которой мы
уже занесли ногу, полагая, что это надежный и прочный асфальт.
Кризис вскрывает ничто. Это серьезное испытание.Несостоятельность патриотического мифа
Теперь рассмотрим второй миф, на сей раз патриотический.
Согласно ему, — и это также часто можно услышать, — «мы
сами молодцы; у нас, русских, есть своя собственная идентичность,
своя национальная идея, и нам надо лишь отказаться
от мирового правительства, хмировой глобализации,
повернуться спиной к миру, и все само сложится». Это второй
абсолютно неверный подход.
Одни говорят: «Пойдемте на Запад, там все хорошо и
автоматически все будет нормально». Другие говорят: «Давайте
повернемся спиной к Западу, и тогда все будет нормально
». А с чего все будет нормально, если никакого самостоятельного
социального логоса в современной России
просто нет? Нет ни внятной концепции, ни продуманной
конструкции идентичности, ни с а м о стоя тельной философии,
ни социально-политических предпосылок, ни спектра
национальных идеологий, ни полноценного осмысления
религиозных, исторических, социокультурных хмоментов
русской истории. Может быть, это правильное направление,
в котором надо смотреть, но это только предложение
повернуться и посмотреть в определенную сторону. Это не
национальная идея, не ответ, но приглашение.
Заметим, что раз мы по инерции движемся только в
одном направлении — в сторону все нивелирующего постмодерна,
то призыв не смотреть в эту сторону означает размытое
и неконкретное предложение посмотреть на другие
359 градусов. Поэтому, как только среди противников западного
пути развития заходит разговор о том, каким они
видят будущее России, моментально начинается абсолютная
полифония некогерентных друг другу, не связанных
между собой, неструктурированных, синкретических, поверхностных,
слабо продуманных предложений, мнений,
концепций. Все предлагают, кто во что горазд. И каждый
уверен, что только он прав, а остальные — «агенты влияния
». На основании зтой какофонии власти не доверяют
проектам патриотов.
Предложи патриоты серьезную и обоснованную, убедительную
и стройную систему — быть может, власть и заинтересовалась
бы ею. Но видя, что каждый из патриотов
предлагает: один — монархизм, другой — возврат к советской
системе, третий — фашизм, четвертый — православное
царство, пятый — ислам (по патриотическим, антизападным
соображениям), шестой — язычество, седьмой — вернуться
к дораскольным временам, у власти отпадает охота
слушать дальше. Эти идеи, может быть, и неплохие, но ни в
какой социальный логос и ни в какую стройную программу
они не складываются.
Итак, в споре о положении дел в сегодняшней России
у нас есть один логически противоречивый, совершенно неприемлемый,
но опирающийся на могущество и гипнотическую
притягательность Запада тезис либералов. И есть
широкая, эмоционально оправданная реакция патриотов
— настолько разномастная и случайная, что ни в какую
концепцию не складывается.Неадекватность идеологических споров
в российском обществеТеперь давайте посмотрим на дебаты, которые ведутся
практически на всех каналах телевидения. Там мы видим
только эти две позиции. От одних мы слышим, что не нужно
никакого национального государства и в либерализме
все спасение. А от других — что национальная идея у нас
в кармане, только отвернемся от Запада — и все само собой
устроится.
Получается так, что группа экспертов, которые олицетворяют
собой основные позиции относительно актуального
политического момента современной российской политической
истории, действует в парадигме двух хмифологических
ответов. Каждый из них, строго говоря, заведомо неприемлем
— в серьезном разговоре о нем вообще и упохминать-то
стыдно. Нужно говорить о чем угодно, только не об этом.
У нас же говорится только об этом и ни о чем другом.Нежелание осознать содержание
исторического моментаСпецифика нашего момента в том, что мы принципиально
далеки от возможности, желания и воли его понять. Из этого
можно сделать много выводов. Например, что мы, может
быть, и не хотим его реально понять или кто-то не хочет.
И здесь уже возникают самые разные теории.
Возхможно, у нас просто нет мозгов, и мы пребываем
в помутнении сознания. Может быть, кто-то специально
конфигурирует полемику экспертов и политиков
таким образОхМ, чтобы она протекала в заведомо тупи-
ковОхМ, никого ни к чему не обязывающем ключе. Этого
тоже нельзя исключить.К парадигме национальной истории
Теперь конструктивное предложение. Предлагается осмыслить
актуальный политический момент в современной русской
истории по ту сторону двух неадекватных мифов — как
либерально-западнического, так и патриотического. Если
мы по-настоящему осознали, поняли, вдумались в неадекватность
преобладающей постановки вопроса, то мы тем самым
уже существенно приблизились к сути проблемы.
Однако для того, чтобы осмыслить актуальный политический
момент современной российской истории, нам
надо иметь перед глазами парадигму национальной истории.
Почему мы не можем корректно сформулировать вопросы
о текущем положении России в мире и внутри нее са-
хмой? Потому что у нас нет консенсусной парадигмы истории.
Парадигма истории — это вещь, целиком и полностью
зависящая от культуры, и соответственно, крайне идеологизированная.Судьба советской исторической парадигмы
Советское общество имело свою парадигму русской истории.
Это было неуклюжее, безжалостное, параноидальное
втискивание русской истории в парадигму марксистского
представления о смене формаций. Концы с концами там
вообще не сходились, но тем не менее четкая и строгая схе-
хма исторического процесса была — первобытное общество,
рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический,
потом социалистический, затем должен был наступить
коммунистический. Следы этих формаций марксисты
обнаруживали и в России. Эта теория слабо стыковалась
с объективными данными русской истории, но это,
может быть, не так важно, потому что история — это же не
совокупность позитивных атомов, история — это гуманитарная
социальная дисциплина, наука, где субъективные
факторы имеют огромное, решающее значение.
Марксистская модель русской истории получила жестокий
удар во врехмя событий 1991 года, когда, претендуя
на посткапиталистический характер социалистической
цивилизации, советский строй раскрылся как девиация
исторического развития в непонятно какую сторону.
Советская история, советская парадигма истории рухнула.
Конечно, на ней сформировалось старшее поколение
преподавателей. До сих пор многие из них (втайне) верят
в формации, в буржуазный строй, в феодализм применительно
к русской истории и, так или иначе, оперируют
с этой парадигмой. Но на ее конце, там, где должен быть
либо коммунизм, либо продолжение социализма, находится
некая зияющая дыра. Эта историческая парадигма имела
бы, действительно, оперативное значение, была бы релевантной,
если бы социализм длился до настоящего времени.
Но когда она была опровергнута логикой социальной
истории, которую уже невозможно игнорировать, она
утратила свою релевантность в качестве приемлемой методологической
концепции, эпистемы.
Те, кто вопреки всему желают пользоваться марксистской
парадигмой истории и далее, предварительно должны
ответить на такой вопрос: почему после семидесяти лет
исступленного строительства социализма, которое унесло
столько жизней в условиях тоталитарного строя, общество
вновь в одночасье рухнуло в дичайшие формы самого разнузданного,
омерзительного капитализма со всеми его «прелестями
» — казино, лакеями, гламурными олигархами, проститутками,
гигантским андерклассом в 5 миллионов (людей,
живущих в России под чертой бедности), катастрофическим
расслоением общества, беспризорниками и т. д.? Три
поколения бились за социальный идеал, сколько миллионов
людей уничтожили! И для чего? Чтобы смотреть на Дерипаску,
Канделаки, Ксению Собчак и Абрамовича с Прохоровым?
Явно как-то не сходятся концы с концами в марксистской
парадигме. Значит, для того чтобы снова принять
во внимание марксистский подход к русской истории даже
в качестве гипотезы, его сторонникам предстоит проделать
колоссальную методологическую работу по пересмотру его
основных моментов. И, скорее всего, если когда-нибудь такая
работа будет кем-то полноценно осуществлена, мы уви-
дИхМ явно какой-то новый марксизм. В противном случае в
том виде, в каком он есть, марксиЗхМ просто нерелевантен и
экспликативной ценностью не обладает.Сожжение либеральной эпистемы: конец Сороса
Какое другое понимание, какая другая парадигма русской
истории, кроме марксистской, у нас есть? Попытка внедрения
другой — на сей раз либеральной — парадигмы русской
истории была предпринята в 1990-е годы. Фонд Сороса издал
гору учебников, где русская история представлялась
совокупностью дикарских недоразумений, кровавых заблуждений,
тоталитарных деспотических режимов, рабского
народа, лижущих державный сапог властвующих
самодуров. По Соросу, так в России было всегда, пока не
пришли академик Сахаров и Елена Боннэр (это как бы
«Адам» и «Ева» нового либерального этапа), которые открыли
всем глаза, пообещав: сейчас мы научим вас правам
человека, мы научим вас демократии. Ну и их «пророк» Валерия
Новодворская. Вместе они создали новый, правильный
мир. Русская история начинается с Сахарова, Боннэр,
Новодворской и поставок ношеной одежды (гуманитарная
помощь), а все, что до этого, это только прелюдия к их появлению,
кровавая, черная прелюдия авторитаризма, жестокого
монархизма, Ивана Грозного, убивающего своего
сына, кровавых большевиков, которые ничем не отличаются
от кровавых царей, вечный цикл держиморд, сменяющих
один другого, история города Глупова.
Попытки утвердить в качестве исторической эпистемы
эту соросовскую версию предпринимались вполне
серьезно. Некоторые наиболее вменяемые учителя просто
жгли эти учебники, не просто выбрасывали, а жгли их с ненавистью.
При Гайдаре и Козыреве их завозили партияхми
и насильно пытались внедрить именно эту парадигму русской
истории. Формально она была довольно стройной: тысяча
лет кровавой неразберихи (прелюдия) и (наконец-то!)
начало диссидентского движения в России. Вместо Достоевского
— «Доктор Живаго». Не противоречивая концепция,
с ней можно было работать, но она как-то не произвела
ни на кого впечатления. В наше вре,мя попытка внедрить
нечто подобное еще раз будет небезопасной для тех, кто
попытается. Хотя фрагменты этой парадигмы можно иногда
услышать и на телевидении, когда выступают, например,
представители Высшей школы экономики — такие как
Марк Урнов или Гонтмахер. А для авторского коллектива
радио «Эхо Москвы» эта версия считается непререкаемой
догмой. Венедиктов, Латынина и Альбац убеждены, что
это правда в последней инстанции. И все же такая трактовка
сегодня скорее недоразумение, нежели историческая
парадигма.Значение и история
Итак, сегодня отсутствует парадигма русской истории
(в том числе политической истории), которая позволила
бы нам идентифицировать, локализовать актуальный политический
момент. Русское прошлое есть, а внятной русской
истории нет. Мы можем перечислить исторические
события, называть последовательность царей, вспоминать,
что было Московское царство и Смутное время, потом избрание
Романовых, церковный раскол, потом Петр, Екатерина,
Суворов, Кутузов, декабристы, Распутин, потом
пришли коммунисты, потом запустили Гагарина вкосмос,
потом пришел Ельцин, потом — Путин. Все. Но это не
история. Это не называется историей, потому что мы, перечисляя
события, имена и даты, не способны выстроить их
в логичную систему, которая объясняла бы их значение, их
смысл. А то, что не имеет объяснения, не содержит в себе
и никакого содержания. Это нечто пустое, как атомарный
факт, который долго искали позитивисты и Витгенштейн и
обнаружили наконец-то, что его просто не существует1. То
есть если мы даем описание события, но не даем его интерпретации,
значит, это событие не обретает для нас никакого
значения. Мы можем подробно и досконально описать
какое-то явление в деталях, в красках, но, если мы не придаем
ему значения, если мы это значение не связываем с
системой других значений, значит, это не историческое событие.
У него нет места в истории, у него нет исторического
смысла.Парламент — не место для политических дискуссий
(Б. Грызлов)Принимая активное участие в публицистических программах,
полемиках, вращающихся вокруг актуальных вопросов
современной российской политики, я пришел к выводу,
что тот хаос, с которьш мы имеем дело, не имеет шансов
разрешиться в режиме общественных споров. Уже в силу
того обстоятельства, что данная атмосфера совершенно не
предрасполагает к действительно серьезному выяснению
смысловых конструкций. В определенный момент мне стало
очевидно, что сейчас наиболее важным было бы сосредоточиться
на научной проблематике и на сфере образования.
Наука и образование — особенно в области гуманитарных
и социальных дисциплин — и есть то пространство,
где транслируются и в некоторых случаях созидаются
парадигмы и эпистемы социального знания. Сегодня без
этих парадигм мы просто не сдвинемся с хместа.
Прежде чем у нас начнется политика, вместо того позора,
который называется этим именем сейчас, у нас должна
быть политология, философия политики, социология политики.
Политология сегодня гораздо важнее, чем политика.
Чем меньше сейчас происходит что-то в (такой) политике,
чем меньше политических баталий будет идти, тем лучше.
Путин это интуитивно понимает и постепенно деполитизи-
рует российское общество. И наверное, это хорошо...
Деполитизация — это разбор на составляющие уродливых
«политических» образований в стиле 1990-х, но
также и создание откровенно неполитических образований
типа «Единой России» или «Справедливой России», где
вообще не ночевала никакая политическая мысль. И это
правильно. Потому что, если бы она ночевала, она была
бы, в наших условиях, бредовой. Слава богу, что там полный
ноль, полная пустота. Эта пустота позволяет сосредоточиться
больше не на публичных политических дебатах,
которые всегда подверстаны под конкретный момент, а заняться
парадигмальными аспектами, перейти от политики
к политологии и философии политики. Нам, хотя бы в
общих чертах, необходимо воссоздать то, чего у нас нет,
то есть более-менее объективный консенсус относительно
структуры русской политической истории, пока без знаков
и предпочтений, без оценочных суждений.Государство и народ: два полюса социальной
и исторической эпистемыВ русском обществе на протяжении всей истории мы видим
четкий дуализм государства и народа, более резкий, более
четко выделенный, более диалектически заостренный, чем
во многих других обществах. Нечто подобное есть везде,
но в русской истории это выражено чрезвычайно выпукло.
Высшие классы (касты, сословия) есть везде. Традиционно
к нИхМ относятся жрецы и воины, а ремесленники и
труженики представляют собой низшие сословия (массы).
Классовая стратификация наличествует в любом обществе.
В русском обществе такое деление выражается еще
более ярко в противопоставлении государства (правящий
класс) и народа. То есть русские верхи и русские низы находятся
друг с другом с какого-то исторического момента в
постоянной социокультурной оппозиции. Приняв дуализм
народа и государства за рабочую гипотезу, можно двинуться
дальше.«Русь» и «славяне»
Русская история, как мы ее знаем, начинается с призвания
Рюрика. С прихода Рюрика начинается известный нам
период русской государственности. И сразу ставится вопрос
— кто является носителем государственности в тот пе-
риод? Носителем государственности является пришедшая
с Рюриком дружина. Местные автохтоны, так называемые
«земские бояре», которые представляют племенную или городскую
аристократию догосударственного периода, начинают
входить в трения с приехавшей варяжской дружиной и
либо интегрируются в нее, либо, наоборот, нисходят на позиции
социальных низов. Так возникают два полюса: «Русь»
и «славяне» — их выделяли на первом этапе русской государственности
историки Н.М. Карамзин2 и Л.Н. Гумилев3.
«Русь» — это совокупное название пришедшей с Рюриком
варяжской дружины (Гумилев считает, что это были этнические
германцы). Славяне — это местные жители, часть многочисленного
славянского племени, расселившегося в VIVIII
веках по огромной территории от Балкан, Пелопоннеса
и Фракии до Прибалтики и Среднерусской равнины. Вот из
этих двух полюсов складывается историческая пара — славянский
народ и русская государственность. Некоторое время
«русское» и «славянское» не совпадают фактически, позже
все начинают называть себя «русскими», но структурный
дуализм сохраняется в паре «государство-народ». Давайте
продлим эту историческую двойственность — уже как метафору
— на остальные периоды русской государственности.
Много столетий мы называем «русским» и народ, и
государство — откуда «Россия». На первом этапе народ
назывался «славянами», а власть — «Русью». В терминах
социологии элит Парето с «Русью» можно отождествить
политическую элиту, а «славяне» тогда будут соответствовать
«массам». Мы получили противопоставление между
полюсом политической элиты, «Русью», которая несет в
себе порядок, логос и государственность, с одной стороны,
и народом, «славянами», которые несут в с^бс преобладающий
культурный тип, язык, миф. В западноевропейской
истории также есть выделенный нами дуализм, но он
прослеживается не столь остро. Между народом и государством
существует более очевидная обратная связь и сам по-
рядок является более или менее однородным, захватывающим
элиты и массы. В нашей же истории почти с самого
начала мы видим два параллельных регистра социально-
политического существования.Русский логос и славянский мифос
Социально-политическая топика, социокультурная топика
удваивается. Есть история — по линии «Руси», есть история
— по линии «славян». Русь — это систехмное (почти механическое,
упорядоченное) развитие социального логоса.
Действительно, чтобы защитить, укрепить и отстоять государство,
необходимо создать жесткую систему сбора налогов,
обороны, построить централизованную сеть дорог, отладить
систему управления. Для этого надо иногда резать
по живому, жестко настаивать на своем, пускать в ход «железные
тиски государства» (по выражению одного из персонажей
романа Пимена Карпова «Пламень»4).
И есть живущий в мареве мифов, сновидений, ежедневных
трудов, сложных и невнятных чувств народ с совершенно
другой повесткой дня. Создается впечатление, что между
государством и народом был заключен какой-то фундаментальный
спор еще на самых первых этапах русской истории.
И нельзя исключить, что именно этот спор — полудоговор-
полусоперничество — и составляет искомую парадигму русской
истории.От Киевской Руси к Московской
На уровне государства («Руси») мы видим эволюцию — вначале
великий князь и его дружинники организуют остов
общей государственности. Потом расплодившаяся «Русь»
в виде удельных князей, начавших бесконечные — вполне
германские — распри, приводит Россию к краху. Потом начинается
монгольское нашествие и возникает новый порядок,
где над политической элитой «Руси» и, соответственно,
над бедными славянами надстраивается еще и ордынская
ханская аристократия, государственность Золотой Орды,
раздающей князьям ярлыки на княжение. Опять — внеш-
ний порядок, внешняя надстройка государственности, а
внизу живут, ходят, рожают детей, сажают хлеб — веете же
самые люди, «славяне», народ. Потом приходит освобождение
от татар и настает период Московского царства.
Здесь начинается новый цикл. Ославянившаяся «Русь»,
потомки Александра Невского, соединяются с энергиями
тюркско-монгольского, степного импульса. И тут впервые
мы видим отчетливый восход полноценной национальной
идеи, где социальный дуализм между «Русью» и «славянами
», между государством и народом, приобретает характер
мессианского договора. Это идея «Москва — Третий Рим».
До сих пор, пожалуй, именно эта идея и является образцом
того взаимопонимания, которое теоретически возможно
между (русской) государственностью и (славянским)
народом. Колоссальная энергия народа, его глубинный,
вскормленный снами земли миф, воплощается в государственную
идею, которая чутко улавливает эти настроения
и связывает государство с достижением хмессианской
мистической цели — великой цели, превосходящей обычное
структурно-логическое управление государством.
Иван Грозный не случайно является в памяти нашего
народа архетипической фигурой. Он воплощает в себе тот
период русской истории, когда, оставаясь разньши стратами,
представители народа и государственности находят общий
консенсус, входят в резонанс. В этот момент происходит
колоссальный подъем и начинается формирование
того, что называется «Святая Русь».
В этот момент Русь действительно становится святой,
потому что она перенимает у Византии эстафету последнего
православного царства, которое, как известно, противостоит
приходу антихриста. Во Втором послании святого
апостола Павла к фессалоникийцам дается объяснение
христианской государственности и функции царя, императора
как катехона, как «удерживающего», как самодержца.
Эта византийская миссия переносится на русских как
народ и как государство, на русского царя, на русскую церковь.
Русский (то есть «славянский») народ, который всегда
тайно, вопреки верхней надстройке, вопреки Рюриковичам
и татарам, сосредоточенно думал о чем-то своем, по-
ворачиваясь спиной к барину, который от него что-то требовал
(пахать землю, платить оброк, идти куда-то воевать,
что-то строить). И вот тут русская мечта начинает реали-
зовываться уже в государственной сфере. Здесь свершается
альянс, брак народа и государства.
Мы видим мобилизацию, мы видим военные завоевания,
мы видим потрясения, и главное — рождение
представления о Святой Руси. Русь становится святой
после того, как мы освобождаемся от Орды, но мы освобождаемся
от Орды в тот же самый исторический момент,
когда падает Константинополь. Это ключевые события
в нашей истории. Русь оказывается в середине XV века
единственным политически свободным, мощнььм царством,
где государственная религия — православие. Отсюда
рождается идея «translatio Imperii», что на латыни
означает «перенос империи». Согласно ей империя, Рим
кочует от Первого Рима ко Второму — Константинополю,
от Второго Константинополя — к Москве. Идея
«Москва — Третий Рим» — это отправная точка русской
истории, где в полной мере проявляется не формальное,
но сущностное единение между Русью и славянами. Не
понимая значения этого периода, не беря этого момента
в качестве фундаментального и основного, трудно достроить
логику последующих событий и осознать вектор
развития предыдущих.
Московское царство — вот что нужно считать высшим
пиком. После периода Ивана Грозного снова начинается
постепенное разделение «Руси» и «славян», государства
и народа.Раскол как социологическое явление
Диалектика русской истории показывает нам приблизительно
следующее. После XVI века синтез между народом
и государством начинает постепенно утрачиваться.
В ранний романовский период он поддерживается, это еще
Московская Русь, но уже близка эпоха раскола и реформ
Петра Первого, которые заново разведут «Русь» и «славян
», или государство и народ, по разные стороны баррикад.
Раскол был настоящей катастрофой русской истории.
История раскола имеет несколько фаз. Вначале патриарх-
Никон стремится создать русскую православную империю
— православный религиозный империалиЗхМ. Старообрядцы,
последователи Аввакума, которые тоже являются
сторонника ми православного империализма, считают, что
надо полностью сохранить все особенности Русской церкви
(включая обряды, обычаи, древние редакции богослужебных
книг и т. д.) как единственно истинной и спасительной
из всех остальных православных церквей. Это не удается
выдержать.
Мы Ихмеем две патриотические, консервативные силы.
Один империалист Никон, другие — фундаменталисты,
традиционалисты русской партии Аввакума, старообрядцы.
Никон ближе к государству, АввакухМ к народу. Никон,
мордовский крестьянин, интегрируется в «Русь», Аввакум
— остается со «славянами». Вначале они действуют
сообща во имя восстановления духовного единства Руси в
кружке боголюбцев, к которому принадлежат и тот, и другой.
Но вскоре сталкиваются в непримиримой схватке5.
В результате побеждает третья сила. Мы думаем, что
победил Никон. Но Никон был низложен в 1666-1667 годах
И вместо него пришли, по сути дела, агенты влияния Ватикана
— Паисий Лигарид, Арсений Грек и другие «гай-
дары» и «Чубайсы» XVII века, которые сказали: «Хватит,
с русской самобытностью заканчиваем, анафематствуем
Стоглавый собор, который лежал в основе идеологии Москвы
— Третьего Рима и отражал настроения эпохи Ивана
Грозного, Золотого века Московской государственности,
подверстываем обряд под новогреческие образцы». Стоглав
был анафематствован, Никон низложен, старообрядцы
прокляты еще более жестко. В конечном счете путь западническим
реформам Петра Первого был открыт.
Церковный раскол отправляет народ, сознательный
«народ», носителей народной идеологии к староверам.
А пассивная часть «славян» покоряется государству против
воли. Это раскол не только церкви, но и народа. Те, кто
не хотел подчиняться, бежали на Дон. И не случайно в ка-
зачестве такое сильное влияние имело старообрядчество.
Старообрядчество — это русский народ, который стоит в
своей русскости.
Русский народ делится на две части. Одна (меньшая)
часть русского народа стоит, а другая (большая) — ползает.
Но и та, которая ползает, ползает не просто так, но в своей
русскости, в своей славянскости. Она просто не может
встать, она расслаблена, у нее парализована воля. Но даже,
если она будет ползать, все равно она будет по-русски ползать.
Это важная часть, не надо ею пренебрегать. Ее надо
любить, но в то же время и лечить. Как лечат и любят дорогих,
но заболевших людей.
Но вот те люди, которые отстаивали с XVII века собственную
идентичность жестко и последовательно, — это
были старообрядцы, которых, по разным подсчетам, в
XVIII веке было около трети населения. При этом показательно,
что в старообрядчестве вообще не было представителей
высших классов — преимущественно простые крестьяне,
то есть простые русские люди, низшее сословие, то
есть народ, «славяне».Новые варяги и сбой веков в XIX столетии
После Петровских реформ, которые хорошо известны, появляются
«новые варяги», опять немцы — Анна Иоаннов-
на, Бирон. Наша политическая верхушка снова становится
замкнутой в себе «Русью», на народ не обращает никакого
внимания, начинает воспринимать его как колониальная
администрация.
Если посмотреть на галерею лиц XVIII века, то
среди аристократии мы не то что с бородой, но даже
с усами людей не увидим. Все выбриты строго на латинский,
европейский манер, одеты в кальсоны, с париками
на голове, коса собрана в хвост. Даже визуально
образ «Руси», политической элиты, уже фундаментально
расходится с образом народа. А мужиков с бородами,
в русском платье в XVIII веке при Анне Иоаннов-
не в Санкт-Петербург не пускают вообще. Они должны
либо переодеться, либо жить где-то за пределами города,
чтобы не портить господам жизнь своими славян-
скими рожами и бородаАми. Смысл л о г о кощунства в
том, что славянскость (народность, русскость) воспринимается
теперь приблизительно так же, как африкан-
скость американскими рабовладельцами, плантаторами
из южных Штатов.
Отсюда начинается самое страшное крепостничество,
эпоха западнических реформ XVIII века. Кое-какие
элементы закрепления крестьян за землей, исходя из целесообразности
защиты государства, были еще и при
Грозном, но настоящее, дикое крепостничество — это
как раз XVIII век. Период XVIII века является самым современным,
самым модернизированным этапом русской
политической истории, на*много более современным, чем
XIX век, не говоря уже о XX веке. Русская история не имеет
прямой логики, у нее нет поступательного развития.
В ней мы сталкиваемся с веками, которые по своему смыслу
опережают следующие за ними. Дальше следуют века,
наоборот, движения назад. XIX век в русской политической
лстории является шагом назад — к народности, к
старине. Первая четверть века при Пушкине — мода на
бакенбарды, усы, но к середине XIX века на портретах
русской политической элиты, аристократии, а потом уже
и царей мы видим полноценных русских бородатых людей,
полностью соответствующих визуальному представлению
о нерасчлененном образе аристократов и народа
прежних эпох. Русь снова делает шаги навстречу славянам.
Отсюда разночинство, народное просвещение и, наконец,
освобождение крестьян.
Вся культура становится все более и более «славянской
», «народной». В салонах при Пушкине уже вводится
новейшая мода — говорить по-русски, а не по-французски6.
Конечно, все еще говорят и мыслят по-французски, но уже
можно услышать русские слова в разговорах аристократии,
и люди не боятся, что их примут за лакеев. Еще более
последовательно в сторону народа движутся мыслители
славянофильского кружка.Большевики и Ereignis
Доходим до 1917 года. Это великий переломный момент русской
истории. Несмотря на мощную инфильтрацию народного
сознания (мифа) в аристократическую «Русь» (логос),
несмотря на все внимание со стороны «Руси» к «славянам»,
формулы, благодаря которой можно было бы соединить
народ и государство в общем порыве, аналогичной идее
«Москвы — Третьего Рима», фатально не находится. Несмотря
на то что уваровская триада — Православие, Самодержавие,
Народность — многообещающа, она так и не
смогла сплотить снова элиты и массы. Многие представители
власти не восприняли «народность» всерьез. Какая там
«народность»? Эта черная кость должна пахать и молчать.
Ее можно купить, продать. Отношение к крестьянству, к народу
было очень высокомерным еще и в XIX веке. Но постепенно,
по мере того как народность становится элементом
общегосударственной програм*мы, государство поворачивается
лицом к народу, русскому народу, русской традиции
и русскИхМ мифам. Отсюда возникает всплеск русской
романтики, наши великие композиторы, которые берут за
основы своих произведений фольклорные, народные сюжеты.
Реабилитируются легенды, которые были либо достоянием
староверов, как легенда о граде Китеже, либо исповедовались
сектантскими народными массами. В XVIII веке
никакого града Китежа не было. Это была старообрядческая
легенда, и паломничество к Светлояру совершали исключительно
старообрядцы. Ее ввели в культурный оборот
лишь в XIX веке по славянофильским соображениям. Миф
рвался в логос, и логос не ставил этому непреодолимых преград,
прислушивался к мифу, вглядывался в него. Именно
в этот период А.Н. Афанасьев собирает и систематизирует
русские сказки, предания и легенды, восстанавливая некоторые
аспекты древней славянской мифологии7.
Но тем не менее окончательного воплощения в финальном
синтезе эти глубокие интуиции не получили. Философия
и культура Серебряного века от софиологов до
Блока, Есенина и Клюева находилась, казалось бы, на рас-
стоянии вытянутой руки от окончательной форхмулиров-
ки той идеи, которая объединила бы власть и народ в новом
мессианском порыве. Николай Второй окружал себя
мистиками и представителями народных глубин (такими
как Распутин). Он еще не понимал народ, но начинал его
любить, очаровывался им. Народ получал образование,
активнее включался в жизнь государства. Нащупывался
и новый идеологический проект, где через Мережковского,
справа, и народников и эсеров, слева, высокая хмисти-
ка и стрехмление к социальной справедливости сливались в
общей хмессианской русской славянской утопии — в образе
крестьянского рая. Появлялись теории согласования народа
и государства, а также идеи создания альтернативного
государства, народного государства, либо перехода властвующей
элиты на сторону народа.
И вот приходит время «события», Ereignis по Хайдег-
геру. Происходит Октябрьская революция, которая поначалу
многими воспринимается как «то самое», как начало
«мессианской эры». В этом мохменте воплощается вся
та гигантская энергия народа, которая копилась веками
и не находила выхода при отчужденной послепетровской
системе, в светской России. Многие знаки революции расшифровывались
народом в духе ожидания начала «нового
цикла», установления «рая на Земле». Именно так понимали
революцию Клюев, Есенин и Блок в его поэме «Двенадцать
». А. Платонов блестяще описывает метафизику
русского «магического большевизма», увиденного глазами
такого глубинного русского мессианства в книгах «Чевенгур
» и «Котлован»8.Сталин — народный царь
Показательный момент — при большевиках столица переезжает
из западнического Санкт-Петербурга в Москву, вместо
«Третьего Рихма» создается «Третий Интернационал». Марк-
сиЗхМ и большевизм перетолковываются хмассами в рамках
своей хмессианской парадигмы. «Славяне» думают, что вся
деятельность большевиков и комиссаров — это попытка построить
по-настоящему народное государство, государство,
которое было бы проекцией мифа, рожденного народом.
Сами марксисты, однако, понихмают все совершенно иначе.
Напомню, что лозунг «Зе*мля — крестьянам!» — это лозунг
эсеровский, лозунг, совершенно не имевший никакого отношения
к большевикам. Это была тактическая уступка Ленина
и Троцкого для того, чтобы просто обмануть левых эсеров
при формировании Советов и Учредительного собрания.
Эсеров до конца обмануть не удалось, пришлось разгонять
Учредительное собрание.
Большевики действовали исходя из своих параноидальных
марксистских моделей, но воспринимались они и
их действия совершенно в иной системе координат. Народное
начало, которое проявляется во всю мощь на первом
этапе, а потом затухает в конце 1920-х годов, позже находит
центр кристаллизации в фигуре Сталина. Сталин не
случайно многими сравнивается с Иваном Грозным. Кем
бы ни были тот и другой в действительности — жестокость
их никто не помнит, а если кто и помнит, то, может быть,
втайне и благодарит за нее, — они прочно вошли в народный
миф о «грозном народном царе». В бессознательном
существуют другие закономерности, нежели в области
сознания. Сталин воспринимается как русский царь, настоящий
народный русский царь, сопоставимый только с
другим русским народным царем, тоже довольно жестоким
человеком, Иваном Грозным. Народная душа голосует
за Грозного и за Сталина. Тем не менее постепенно после
смерти Сталина снова начинается отчуждение государства
от народа. Формируется новая политическая элита — новая
«партийная Русь», состоящая из бюрократов, перерожденцев,
начинается омещанивание социализма, предсказанное
еще Достоевским.Конец СССР
Последний этап русской истории — это крах коммунистической
модели. Этот крах двойной — и с точки зрения
марксистского логоса, это очевидно, и с точки зрения того
народного мифа. Свобода народа грезить о том, что это его
государство, стала испаряться. В позднее советское время
уже никто не считал, что это его государство, оно стало чужим.
Но такого государства, пример которого нам показали
Ельцин, Гайдар, Козырев, Абрамович и Березовский, мы
тоже явно не хотели.
Вероятно, мы бы хотели, чтобы государство было
более народным и менее бюрократичным. И чтобы еще
одна «новая Русь» — на сей раз в лице либеральной олигархической
реформаторской прослойки — снова, как в
XVIII веке, не загнала русский народ в состояние тотальной,
непролазной кабалы, и еще под аккомпанемент искусственных
звезд, сомнительных киноисторий Таран-
тино и безудержного хамства «новых русских» господ,
продающих страну. Освободившись от коммунистической
системы, в качестве компенсации мы получили
возможность смотреть по MTV программы с Бивисом и
Баттхедом. Это, конечно, «серьезная» компенсация. У нас
больше нет экономики, нет огромных кусков территории,
нет 20 миллионов русских, брошенных за границей на
растерзание русофобских режимов, нет социальной системы,
зато у нас есть Бивис и Баттхед. И в принципе, по
большому счету, это, наверное, то последнее, что нам не
отключат. Остановятся троллейбусы, застрянут лифты,
дороги занесет снегом, но телевидение будет вещать. Все
может встать, но телевизор обязательно будет. Поэтому,
видимо, оставят и электричество, но подведенное только
к телевизору. Остальное никого не интересует, потому что
пока массы интенсивно поглощают «чужие сны», они не
опасны. Стоит отключить вещание — и они начнут, глядишь,
думать самостоятельно. Посмотрел ящик — легче
стало. Многие уже не отрываются от него, будто сами живут
где-то внутри него.Путин: движение на месте
Несмотря на то что мы мало говорили о Путине и Медведеве,
Медведеве,
то есть почти вообще не говорили о них, — мы описали
в самых общих чертах тот топос социально-политической
истории, где сейчас находимся и без которого просто ничего
не могли бы сказать о Путине и Медведеве.
Итак, каково место в этой картине Путина и его политики?
Путин прекратил продвигаться в том направлении,
в которОхМ мы шли в 1990-е годы. Он не предложил
нам двигаться в каком-то другом направлении. Он сказал:
«Все, хватит, мы, считайте, дошли, куда шли, теперь здесь
останавливаемся и стоим». Периодически его спрашивают:
«А когда мы снова пойдем?» Путин рассудил: чтобы
больше не спрашивали, давайте назовем то, как мы стоим,
«движением вперед». И в какой-то момент на вопрос: «Когда
пойдем?» — он принялся отвечать: «Уже пошли!» —
«А куда?» — «Вперед!» — отвечает Путин, не моргнув глазом,
потому что на самом-то деле мы стоим, и «вперед»
может означать все 360 градусов, куда можно посмотреть
стоя. А так как вокруг нас что-то движется — и само не
знает, куда оно движется (постмодерн все-таки!), то создается
полная иллюзия полноценного движения.
Если говорить более серьезно, то Путин остановил
процесс, который очень быстро привел бы Россию в бездну.
Потому что при Ельцине в конце 1990-х годов «под Бивиса
и Баттхеда» у нас потихоньку чуть не отложилась Чечня.
Дальше окончательно пополз бы весь Северный Кавказ.
Уже подготавливал свою государственность Шаймиев в Татарстане
и Рахимов в Башкирии. Национальные республики
объявляли одна за другой суверенитет. В общем, если
бы это не закончилось, то России, как она есть сегодня, у
нас бы не было. Путин сохранил Россию, и это немало. Он
остановил процессы распада. Он сказал: «Всем замереть!»
Не упасть и отжаться, нет, он этого не предложил. Никто
не упал — все встали на месте и стоят.
И так всем понравилось стоять, что люди уже начинают
это стояние, это откладывание движения, это нажатие
на паузу воспринимать как динамичную, насыщенную
жизнь. Кто-то сделал карьеру за это время, кто-то обогатился,
кто-то разорился, а кого-то посадили. Но в нашей
социально-политической истории мы все замерли.
Периодически кажется, что это такой теперь путь построения
«новой государственности». Но государственность
— это логос, это такая активная, агрессивная элита,
одержимая либо волей к власти, либо другим рациональ-
ным пассионарным организующим началом. Государство
строит «Русь», а «Русь» — это обязательно пассионарные
властолюбцы и параноидальные интеллектуалы. Но их сегодня
во власти-то и нет.
Либеральные пассионарии вроде Новодворской и Чубайса
явно не прошли. «Славянских» пассионариев хмы
почти не поставляем, да что там, вообще не поставляем.
А на нет и суда нет, решил Путин и оставил все как есть.
Кризис современной русской интеллигенции
Теперь о народе, «славянах». Бессознательное народа,
его мифы, абсолютно такие же, как всегда. Народ не меняется,
у него те же самые сновидения. В нем работает
мифологическая программа бессознательного, она имеет
свою структуру, свои закономерности — но все это надо
правильно считывать. Кто-то должен выступить переводчиком
народных грез на внятный язык рассудка. Эту работу
в свое время выполняли славянофилы, а позже творцы
великой русской литературы (Пушкин, Гоголь, Достоевский,
Толстой), вслед за ними — поэты и философы Серебряного
века... О чем писал, к примеру, Блок? Он не
просто любил Россию, любил русский народ, он пытался
схватить структуру народной души — этой ускользающей,
великой, священной женственности Руси-Софии.
В образах, в картинах, в стихах, в романах, в пейзажах,
в рассказах, в зарисовках шла огромная работа духа
русской интеллигенции, которая пыталась — и подчас
успешно — перевести в сферу рациональных моделей, художественных
образов и философских обобщений, а также
политических пожеланий и идеологических систем
бескрайнее и вечное содержание национального бессознательного.
Кем подобная работа ведется сегодня в нашем
обществе? Увы, почти никем.
Народ есть, его бессознательное полно, как всегда,
там идут очень серьезные процессы, прокручиваются фундаментальные
сновидения, но нигде в современном российском
обществе нет места, где этим бессознательным занимались
бы носители логоса — тонко, нежно, с любовью погружаясь
в его подземные лабиринты, пещеры, волшебные
царства — золотое, серебряное, медное и железное — в поисках
скрытых там сокровищ. Никто не пытается выстроить
переходник, операционную матрицу между нашим сознанием
и нашим бессознательным, между народом и властью,
между «славянами» и «Русью».Пустая клетка
Власть догнивает или, скажем мягче, все подхмораживает и
подмораживает — сама по себе. Народ «хорошо сидит» —
сам по себе.
Лет 15 назад можно было говорить о политическом
моменте как о борьбе сил «прогресса», движущихся
вместе с Ельциным и реформаторами в сторону Запада,
и сил «остановки прогресса», которые возмущались
этому курсу и ставили ему палки в колеса — как
только могли. Было приблизительное деление на «реформаторов
» и «красно-коричневых». У одних политической
программой было движение в постмодерн, у
других — всяческое нежелание идти в постмодерн, тор-
хможение, упирание ногами, мотание головой. Сегодня
налицо остановка движения в постмодерн. Но куда же
тогда идти? Вопрос вполне по Достоевскому, вспомните
Мармеладова из «Преступления и наказания»: «Куда
идти, когда идти больше некуда?»
Нет решения о том, что делать дальше. И поэтому
путинский и медведевский проект, включая «Единую Россию
», включая все, что мы слышим и видим от власти,
представляет собой сейчас неплохо сконфигурированную
пустую клетку, которую надо заполнить. И заполнить со
стороны народа. Для этого народ должен сам немножко
постараться и перевести свои интуиции хотя бы в некоторое
подобие интеллектуальных формул — через культуру,
через философию, через науку, через образование. С другой
стороны, власть тоже должна задуматься, потохму
что постепенно, если это еще какое-то время продлится,
навыки мышления у нашего политического руководства
совсем пропадут. У любой — даже у самой дурацкой —
власти должен быть определенный рациональный проект.
И он должен быть так или иначе вписан в логику русской
политической истории, о которой мы говорили. Но иногда
кажется, что его, увы, нет. Вместо этого нас обрадовали
тем, что от негативной и заведомо провальной повестки
дня отказались. Учебник Сороса мы спалили, а самого
этого спекулянта с его фондами выгнали. Это похвально,
но что дальше?
Нам сказали: это все, друзья, спалили, и больше учебников
не будет. Что же получается — учебников вообще
никаких не будет? Советские повыбрасывали, соросовские
пожгли, нужны новые учебники. Кто их будет писать — это
большой вопрос, потому что сами по себе они не пишутся.
Учебник — это то, что обобщает серьезный и ответственный
интеллектуальный, политический, социальный процесс
— обобщает эпистему, превращая ее в педагогический
инструмент. Но вот именно этой эпистемы, которая бы создавала
образ нашего общества, у нас сейчас и нет.Куда идти?
Вывод из лекции такой. Социально-политическая ситуация
неплохая. Самое страшное, что было основным содержанием
социально-политических процессов до Путина, то
есть либерализация и вестернизация России, не то чтобы
завершено, временно приостановлено. Но простого решения
по выходу из этой ситуации, как сдвинуться с этого места,
у нас нет. Мы знаем сейчас, куда не надо идти. Это верно.
Но мы не знаем, куда надо идти.
Если никто не делает того, что должен был бы делать
каждый — и каждый представитель «славян», и каждый
представитель «Руси», — то это должны делать мы. Констатировав,
что чего-то не хватает, что что-то потеряно, что
что-то не сделано, надо найти, сделать, создать все это самим.
У нас нет эпистемы, у нас нет пространства, где миф
народа мог бы контактировать с логосом государства. Значит,
мы должны выковать эту эпистему и создать такое
пространство.
Эта тема совершенно открытая, работы хватит на
всех, работы — непочатый край. И эта работа не может
быть индивидуальным делом. Над этой задачей, над этой
проблемой должны работать все мы.
Для взаимопонимания (и не только) было бы хорошо, если бы ты освоил все, ссылку дам чуть позже.