Вмешаюсь немного в ваш спор.
Мне, честно говоря, кажется, что оба уехали немножко не туда, и забыли одну важную вещь.
Если мы хотим, чтобы история считалась не лженаукой, а наукой, стоит всё же отделить мух от котлет. Вот есть физики-теоретики. есть физики-прикладники. Первые занимаются, к примеру, теорией высокоэнергетических излучений. Практик конкретизирует для технологов, технологи разрабатывают радиационную защиту для космического корабля. Это сильно упрощая цепочку.
Один историк. получается, должен быть и жнец, и на дуде игрец. Вот выше Доас высказал мысль, что история должна быть семейным альбомом, а не рефлексией от его просмотра — но потом отчего-то отказался от этой мысли. А я всё же настаива. на такой формулировке. Историк собирает и систематизирует фактический материал, приводит его в непротиворечивую картину последовательности событий, доказывая логическую взаимосвязь между ними, и опираясь на бесспорные материальные доказательства, устраняет сомнения в самом наличии фактов. Всё. Выстраивать из этого идеологию, опуская в изложении неудобные факты, педалируя удобные, сводя всю фактографию в однонаправленный вектор — задача совершенно другая. И заниматься ею должен специалист совсем другого профиля. Который должен быть как минимум. профессионалом в психологии, литературы, экономики. Это же совсем другая область знаний, и соответственно, образования. То есть, именно такой специалист и должен заниматься идеологией, не отвлекаясь на сбор и сортировку фактов, то есть — рефлексировать. А собственно историк должен выполнять роль того фотографа, который снимает членов семьи, и клеит их в альбом в определённом порядке.
Приводя пример из искусства — скульптор высекает статую из мрамора, а вот оценивает её достоинства и недостатки уже искусствовед, задачей которого оценить работу в денежном эквиваленте, определить, место этой скульптуре на главной площади, в музее, или на свалке.
Исходя из этого, считаю претензии к Доасу от Ностры необоснованными. Понимая необходимость разработки идеологии, и её внедрения (о, ещё отдельный специалист), продолжу утверждать, что историк не должен заниматься рефлексией, то есть, оценочной частью, а заниматься собственно сбором и систематизацией фактажа. А идеолог и философ пусть пользуются этими фактами для своих целей.
Отредактировано Гвоздик (2014-10-14 12:31:22)