25 соглашений по ряду отраслей, среди которых как минимум два направления имеют стратегическое значение: итоги визита президента России Владимира Путина в Индию снова напоминают о дружбе с Индией навек. Однако это как раз тот случай, когда видимая часть, насколько существенной бы она ни казалась, не отражает основной скрытой сути. Российский лидер многократно усилил пресловутый «разворот на Восток», придя в итоге к одному из самых перспективных оперативных альянсов Россия — Китай — Индия. «Лента.ру» взвесила перспективы, открывающиеся после однодневного пребывания президента России в Нью-Дели.
В Индию Владимир Путин прилетает всегда зимой. С таким выбором времени года не поспоришь. В Нью-Дели приятные 20 градусов тепла. Но вряд ли кто-то из российской делегации успел как следует насладиться погодой. После перелета из Ташкента им удалось поспать лишь несколько часов. А до этого был насыщенный визит в Узбекистан. И вновь предстоял непростой день.
Ранним утром (по московскому времени в 7 утра) Путин приехал в Хайдарабадский дворец, где его ждал премьер-министр Индии Нарендра Моди. Правда, впечатление от радушия встречающей стороны едва не подпортило неожиданное приглашение Бараку Обаме присутствовать в качестве главного гостя на праздновании Дня Республики Индии в январе. Однако, по заявлению бывшего посла Индии в России Канвала Сибала, этот жест слишком поспешно расценили как отражение внешнеполитических приоритетов Индии.
«Приглашение не имеет никакого отношения к российско-американским проблемам», — отмечает посол. Индии, по его словам, все сложнее понять рациональность политики США и ЕС по отношению к России, толкающей ее в объятия Китая. А доминирование Поднебесной откровенно беспокоит — это территориальная и стратегическая угроза Индии. Неуместным кажется и договор о военном сотрудничестве между Россией и Пакистаном
Другой бывший индийский дипломат Пхунчок Стобдан накануне визита Путина говорил прямо: «Для Индии самое время добиваться крупных энергетических сделок. Ей нужна энергия, а России необходимо противостоять санкциям Запада».
«Владимир Путин — лидер великого государства, с которым у нас сложилась уникальная дружба на основе доверия и доброй воли», — теперь уже индийский премьер не скупился на эмоции. Он отметил, что все в этом мире меняется, но не российско-индийские отношения. И Индия поддержит Россию в ее борьбе с «новыми вызовами».
Блоки и соглашения
Свою решимость индийское руководство продемонстрировало сразу же: один только формальный результат встречи — 25 подписанных соглашений. Стороны договорились, например, о совместном производстве на территории Индии вертолетов типа Ми-17 и Ка-226Т, причем машин семейства «Камов» будет выпускаться до 400 в год.
Самое крупное соглашение заключено между компанией «Роснефть» и индийской Essar — главным индийским переработчиком и поставщиком нефтепродуктов. Этот договор предусматривает поставку 10 миллионов тонн российской нефти в течение 10 лет. Кроме того, «Роснефть» и «Газпром» совместно с индийскими компаниями готовят проекты по освоению арктического шельфа. К слову, глава «Роснефти», подчеркивая «вес» сделки, заметил, что даже объемы поставок сырья делают соглашение стратегическим.
Движение вперед произошло и в атомной энергетике. Стороны договорились о строительстве в Индии еще не менее 12 энергоблоков за 20 лет на разных площадках. А вообще, у российских энергетиков амбициозные планы на 25 блоков.
Со всех сторон засверкали и алмазы. Будут разработаны новые схемы взаимодействия и кооперации между Россией и Индией в алмазной отрасли. Российский интерес тут налицо. Наша страна поставляет на мировой рынок не только нефть и газ, но и примерно четверть всех необработанных алмазов. И этой сфере тоже грозят западные санкции. А Индия сегодня сохраняет за собой статус крупнейшего изготовителя бриллиантов. И от российских камней не откажется.
Второй разворот
Однако самое главное — это стратегическое значение новых российско-индийских отношений. Лишь после визита Владимира Путина в Индию разворот России на Восток становится полноценным, охватывающим большинство нюансов восточной политики. Неслучайно ведь западные новостные СМИ задаются вопросами, зачем мистер Путин склоняется к Азии? И дело здесь не только в подписанных договорах, хотя они в условиях замедления российской экономики, очевидно, сыграют свою позитивную роль.
Дело в формате взаимоотношений. Индия на протяжении многих лет выступает региональным противовесом Китаю, с которым страну связывает огромная сухопутная граница, а также совсем не безоблачная история взаимоотношений. По этой причине принято считать, что у Индии напрочь отсутствует страх перед «желтой угрозой». Но самое главное, Индия уже давно позиционирует себя в качестве не менее эффективной, нежели Китай, мировой экономики с глобальными задачами. И даже по темпам роста среди стран БРИК индийцы (5,9 процента) на втором месте после Поднебесной (7,5 процента).
Это во многом предопределяет задачи России в регионе. Сам по себе формат союза РИК (Россия — Индия — Китай) давно требует качественной проработки. Он считается перспективным на протяжении 20 последних лет, но никогда не получал значительных импульсов к развитию ввиду ориентации России на Европейский союз. Поэтому нынешний кризис отношений России с ЕС политологами всех трех стран рассматривается как редкий шанс поработать в форматах, имевших еще полгода назад исключительно гипотетическое значение.
Один из таковых, к примеру, — энергетический клуб ШОС. Недаром же в ходе переговоров Владимира Путина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди тема следующего саммита ШОС в Уфе прозвучала несколько раз, причем именно в контексте вступления Индии в организацию. Дело в том, что участие Индии и Китая, а также гипотетический вход в орбиту влияния ШОС еще одного производителя нефти — Ирана, полностью перераспределяет энергетические рынки региона, позволяя, в частности, Пекину вести более самостоятельную политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Отредактировано dreamer (2014-12-12 20:35:47)